С нами Бог!
ИМПЕРЕЦ

ЦИРКУЛЯР ВЕРХОВНОГО СОВЕТА
РОССИЙСКОГО ИМПЕРСКОГО СОЮЗА-ОРДЕНА

ЗИМА 2002 НОМЕР 31

ВЫСОЧАЙШИЙ ВИЗИТ В РОССИЮ

     17-21 декабря 2001 года состоялся очередной ВЫСОЧАЙШИЙ Визит в Россию Главы Российского ИМПЕРАТОРСКОГО Дома Е.И.В. Государыни ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ МАРИИ ВЛАДИМИРОВНЫ, Е.И.В. Вдовствующей Государыни ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ЛЕОНИДЫ ГЕОРГИЕВНЫ и Е.И.В. Государя Наследника Цесаревича и ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ГЕОРГИЯ МИХАЙЛОВИЧА. ИМПЕРАТОРСКАЯ Семья прибыла для проведения первой церемонии награждения возрожденным и реформированным Военным Орденом Святителя Николая Чудотворца.

     19 декабря 2001 года, в день памяти Небесного Покровителя Ордена Святителя Николая Чудотворца, ИМПЕРАТОРСКАЯ Семья молилась за божественной Литургией в храме Св. Николая в Голутвине. Затем в Центральном Доме Российской Армии состоялась церемония награждения.

     ...Начальник Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации генерал армии А.В. Квашнин преподнес Государыне ВЕЛИКОЙ КНЯГИНЕ МАРИИ ВЛАДИМИРОВНЕ Образ Святителя Николая Чудотворца, на обороте которого содержится надпись: "Е.И.В. Государыне ВЕЛИКОЙ КНЯГИНЕ МАРИИ ВЛАДИМИРОВНЕ от первых кавалеров возрожденного Ордена Святителя Николая Чудотворца" и Знак Военного Ордена Святителя Николая Чудотворца первой степени под номером 1, который Государыня как Верховная Начальница Ордена возложила на себя. Е.И.В. Вдовствующей Государыне ВЕЛИКОЙ КНЯГИНЕ ЛЕОНИДЕ ГЕОРГИЕВНЕ был поднесен Образ Спасителя в киоте с лампадой, а Е.И.В. Государю Наследнику Цесаревичу и ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ ГЕОРГИЮ МИХАЙЛОВИЧУ - именные часы "Генеральские" с надписью: "Е.И.В. Великому Князю Георгию Михайловичу от Начальника Генерального Штаба ВС РФ".

     После завершения церемонии и беседы с первыми кавалерами ИМПЕРАТОРСКАЯ Семья, Командующий Войсками Северо-Кавказского Военного Округа генерал-полковник Г.Н. Трошев, Начальник штаба первый заместитель Командующего войсками Северо-Кавказского Военного Округа генерал-полковник В.В. Булгаков, заместитель Командующего войсками Северо-Кавказского Военного Округа генерал-майор С.Н. Кизюн, Командующий общевойсковой армией Северо-Кавказского Военного Округа генерал-лейтенант В.В. Герасимов, Командующий гвардейской общевойсковой Краснознаменной армией Московского Военного Округа генерал-лейтенант С.А. Макаров, Начальник Военно-Мемориального Центра Вооруженных Сил Российской Федерации генерал-майор А.В. Кирилин, генерал-лейтенант М.Н. Кожевников, главный военный герольдмейстер полковник О.В. Кузнецов и полковник Б.Н. Арутюнов направились в Военный клинический госпиталь им. Вишневского для возложения знака Военного Ордена Святителя Николая Чудотворца второй степени на генерал-лейтенанта И.И. Бабичева (до сентября 2001 г. - заместителя Командующего войсками Северо-Кавказского Военного Округа), не имевшего возможности присутствовать на церемонии в Центральном Доме Российской Армии по состоянию здоровья. Их ИМПЕРАТОРСКИЕ Высочества тепло поздравили генерал-лейтенанта И.И. Бабичева и пожелали ему скорейшего выздоровления и возвращения в строй.


ПОЛОЖЕНИЕ О ВОЕННОМ ОРДЕНЕ
СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА


     Военный Орден Святителя Николая Чудотворца учрежден во исполнение воли Государя Николая II Александровича его преемником Государем Кириллом I Владимировичем 19 июля/1 августа 1929 года для награждения ветеранов Великой Мировой Войны 1914-1918 годов. Указом Главы Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыни Великой Княгини Марии I Владимировны, Верховной Начальницы Российских Императорских и Царских Орденов, от 22 июля / 4 августа 2001 года Военный Орден Святителя Николая Чудотворца включен в число фамильных Орденов Российского Императорского Дома с одновременным введением в действие нового Статуса, распространившего право получения сего Ордена на военно-служащих Российской Федерации.

Выдержки из материалов на сайте газеты “Монархист”
Полный текст и добавочную информацию
можно приобрести там же.




ИМПЕРИЯ - ПРЕДНАЧЕРТАНИЕ, СУДЬБА И ДОЛГ РОССИИ
доклад М. Кулыбина


     Сегодня мы вспоминаем о принятии Царем Петром Алексеевичем Императорского титула. 280 лет назад Россия официально стала именоваться империей. Каковы были исторические предпосылки этого события? Как имперское прошлое влияет на судьбу Российской государственности? Об этом и хотелось бы подумать сегодня.

     Прежде, чем начать разговор об имперской идее, и ее роли в истории России, хотелось бы определиться с терминами. Дело в том, что в настоящее время, когда в ходе общественно-политических и идеологических споров речь заходит об "империи", каждый понимает это слово на собственный манер. По этой причине большинство дискуссий, даже если они ведутся не исходя из сиюминутных политических и экономических выгод полемизирующих сторон, заходят в тупик.
 
     Поэтому, перед тем, как приступить к основной теме своего доклада, представляется целесообразным сделать небольшое отступление, поясняющее какой именно государственный строй мы понимаем под термином "империя". Не вдаваясь в пространные теоретические рассуждения и исторические нюансы, попробуем составить приблизительную классификацию государственных систем, традиционно именуемых империями:

  • протоимперия - примитивное крупное государство, созданное путем завоевания одним народом ряда других, и держащееся, в основном, за счет методов силового подавления и принуждения. Эти образования были относительно недолговечны и государство - создатель империи - спустя небольшой срок, в лучшем случае, сокращалось до первоначальных размеров. В качестве примера можно привести Вавилонскую державу, Ассирию, государство хеттов и др.;

  • псевдоимперия - государственное образование, называющее себя империей (или сохранившее такой статус "по наследству"), но таковой, в действительности, не являющееся. К этому разряду можно отнести Священную Римскую империю германской нации, представлявшую собой фактически эфемерное объединение реально независимых немецких, северо-итальянских и некоторых других княжеств; или Византийскую империю периода упадка, когда она представляла из себя Константинополь с окрестностями и находилась в политической зависимости от турок-османов. Признаками империи эти образования не обладают;

  • колониальная империя - создается путем завоевания или освоения земель, населенных народами, достигшими значительно меньшего материально-технического прогресса. Характеризуется большими размерами, а также явным разделением на "метрополию" и "колонии". Последним, естественно, отводится роль поставщика дешевых материальных благ для обеспечения безбедной жизни нации - основательницы империи. Аборигены колоний (а в ряде случаев и колонисты) практически всегда юридически, а зачастую и имущественно лишены равноправия с обитателями метрополии. Классическими примерами такого рода империй являются Испанская и Великобританская;

  • империя истинная - крупное монархическое государственное образование, в котором народ-основатель проводит не узко-националистическую, а разумную имперскую политику. Выражается это в учете интересов, уважении обычаев и верований народностей, вошедших в состав империи, широком их участии в государственном строительстве. Отсутствует деление на "метрополию" и "колонии". Обеспечивается личное равенство всех граждан перед законом и равноправное распределение материальных благ по всему государству. В качестве примера подходят Римская империя, Византия времен расцвета, а также Российская империя;

  • тоталитарная империя - не монархическое государственное образование, типичными признаками которого являются идеологическая, партийная или личная диктатура, государственное подавление инакомыслия, отсутствие естественных правовых свобод граждан. Возникают такие государства, в основном, нелегитимным путем, после революционного сверже-ния законного строя. Взаимоотношения между народом-основателем и прочими народностями формируются в зависимости от идеологической направленности режима. Примеры - "Третий Рейх" в Германии, Советский Союз, современный Китай;

  • неоимперия - государственное образование, не называющее себя империей, но в значительной степени являющееся таковой. Суть его сводится к "цивилизованному" созданию неоколоний, т. е. номинально суверенных стран, чья экономика настолько подконтрольна "метрополии", что государства находятся в полнейшей зависимости. Таким образом, не имея перед неоколонией никаких формальных обязательств (каковые имели перед своими заморскими владениями колониальные империи, например: защита от нападения, снабжение необходимыми товарами, производимыми в метрополии или других колониях, развитие экономической инфраструктуры, регулирование правовых взаимоотношений и т. п.), неоимперия имеет возможность бесконтрольного и беспрепятственного разграбления своих сателлитов. Более того, при попытке освободиться от слишком тесной опеки, подконтрольные страны подвергаются со стороны неоимперий откровенной военно-политической агрессии, лишь слегка закамуфлированной лицемерной фразеологией о защите прав какой-либо из групп местного населения. К неоколониям можно смело отнести значительную часть стран "третьего мира". Наиболее явная современная неоимперия - Северо-Американские Соединенные Штаты.

     Совершенно очевидно, что мы, русские монархисты, выступаем не за возрождение тоталитарной большевицкой империи (в этом и заключается наше коренное отличие от представителей совпатриотического движения), но за восстановление империи истинной - Православного Российского Царства.

     Теперь, немного определившись с терминологией, можно приступать и к основной теме доклада.

  У крупнейшего русского эмигрантского публициста Ивана Солоневича, в его главном труде "Народная Монархия", высказана следующая замечательная мысль: "Каждый народ мира стремится создать... свою империю. Если он этого не делает, то не потому, что не хочет, а потому, что не может".

     Российское государство - государство имперское. Так почему Россия смогла стать Империей? Какими факторами определялась ее судьба? Какие выводы мы можем сделать из исторического опыта? И каковы стратегические перспективы возрождения традиционной Российской государственности?

     Начать надо, вероятно со следующей отправной посылки. Как о каждом человеке существует некий Божий промысел, так и каждому народу и государству мира Божественным Провидением уготована предназначенная только для него миссия в истории. Таким образом, судьба каждой страны представляет собой "сочетание промысла Божия и свободной воли людей (народа, правителей)", по выражению одного из виднейших богословов и церковных историков современности протоиерея Льва Лебедева.

     Судьба России - это судьба империи. Наша страна с момента зарождения в ней государственности строилась на имперских принципах. Дело не только и не столько в гигантских, особенно по европейским меркам, территориях. Кстати говоря, древнерусское княжество времени Олега Вещего или Игоря Старого (первая половина Х в.) приблизительно в четыре раза превосходило по площади крупнейшее государство Европы той эпохи - Римскую империю Карла Великого. И не в имперских амбициях русских князей (вспомним слова Святослава Игоревича, сказанные им матери - Святой Великой Княгине Ольге в 969 г.: "Хочу жить в Переяславце на Дунае - там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли - золото, паволоки, вина различные плоды, из Чехии и из Венгрии - серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рыбы"). И не в многонациональном составе населения государства, ведь помимо славянских племен (словене, поляне, древляне, дреговичи, кривичи, вятичи и др.), в его состав входили и представители угро-финского этноса (чудь, водь, весь, меря, мурома и др.), прибалтийских племен (латгалы, ятвяги), чуть позже - и причерноморских кочевников (черных клобуков, торков, берендеев). И не в военном могуществе, которое было весьма велико (достаточно вспомнить походы на Константинополь 907, 941 гг., разгром хазарского каганата 967 г. и пр.).

     Помимо всего этого, древнерусское государство полностью соответствовало тем признакам истинной империи, которые приводились при условной классификации имперских образований. Во-первых, Древняя Русь была государством монархическим, в котором господствовал династический принцип (род Рюриковичей). А во-вторых, вошедшие в состав древнерусской империи племена не подвергались каким-либо гонениям или дискриминации. Для сравнения можно вспомнить печальную судьбу полабских и поморских славян, почти полностью уничтоженных в ходе германской колонизации.

     Именно как империю воспринимали Древнюю Русь и современники. В восточных источниках русский великий князь титуловался не иначе как "хакан-рус", т. е. "император русов". К слову, можно заметить, первым русским государем, по отношении к которому применялся титул царь был Ярослав Мудрый. На столпе Св. Софии в Киеве есть надпись ХI в. о "конине царя нашего Георгия" (имя Ярослава во святом крещении). А великий князь киевский Владимир Мономах получил от Византийского Императора Алексия I Комнина знаки императорского достоинства.

     В 980 г. здание древнерусской государственности увенчалось принятием христианства в восточной (православной) традиции. Даже если не принимать в расчет глубочайшее мистическое значение этого акта св. равноапостольного великого князя Владимира, можно оценить этот шаг с точки зрения развития имперской политики. Многоплеменная и политеистическая страна нуждалась в объединяющей силе. Именно ею и призвано было стать христианство - религия, где "несть ни эллина, ни иудея". Принятие именно восточной традиции обусловлено такими важными, с позиции имперского подхода, соображениями, как проведение Богослужений на национальном языке (а не на непонятной латыни). Тем более что церковно-славянский язык (адаптированный к греческому вариант славянской речи) уже существовал. Кроме того, Православию изначально чужда претензия на верховную светскую власть, свойственная папизму.

     В то же время, в утверждении христианства трудно не углядеть особый Божий промысел о Руси. Ведь принятие Православия, произошедшее во время этногенеза проторусской народности и этатогенеза древнерусского имперского государства, стало определяющим для всей последующей судьбы России. Можно смело сказать, что Православие стало одной из основ формирования и русского национального самосознания, и самой российской государственности, что для рассматриваемой сегодня темы гораздо важнее. Провидением Господним оно (в чистом, неповрежденном виде, уже после эпохи великих ересей, столь пагубно отражавшихся на жизни Второго Рима - Константинополя) было заложено в сам фундамент русского государства, изначально влияло на его развитие и готовило к грядущей роли Третьего Рима.

     Как известно несовершенство юридической базы (лествичное право престолонаследия), пережитки старых, племенных традиций (народное вече, обособленность земель) и некоторые другие факторы фактически привели к распаду единой Древнерусской государственности (середина ХII в.). Попытки предотвратить этот процесс, предпринятые во второй половине ХII в. Св. великим князем Андреем Боголюбским (которого, кстати, современники называли "самодержцем"), натолкнулись на упорное сопротивление и со стороны удельных князей, и со стороны крепнущей боярской аристократии, заинтересованной в ослаблении центральной власти. В результате этого великий князь был убит заговорщиками, а самоубийственное внутреннее разделение продолжилось. И это в дальнейшем стало причиной потери политической независимости Руси (нашествие татаро-монгольских орд в первой половине XIII в. и установление ига). Как тут не вспомнить слова Господа нашего Иисуса Христа "всякое царство, разделившееся само в себе, не уцелеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит" (Мф. 12.25).

     Впрочем, в этих печальных событиях нельзя не углядеть еще одного проявления Божественного промысла о России. Внутреннее самоосознание русского народа как единого целого сохранилось. Политический центр государства переместился на Северо-Восток, где, в том числе и в силу многоплеменности населения, отсутствовала вечевая традиция, а преобладающее значение имела сильная княжеская власть. Необходимость борьбы с внешней политической зависимостью давала стимул к объединению разрозненных земель. А религиозное противостояние (особенно усилившееся после окончательного торжества в Орде ислама в начале ХIV в.) послужило предпосылкой для объединения русских людей в Православной вере.

     Все эти факторы легли в основу мощнейшего духовно-национального движения, охватившего русский народ в ХIV-ХV вв. Достаточно назвать таких святых, как Сергий Радонежский, Алексий Московский, Павел Обнорский, Кирилл Белозерский, Нил Сорский, Стефан Пермский, чтобы представить себе масштабы этого явления. И это при том, что перечислены здесь только те, чьи труды и подвиги имели поистине вселенское значение. В целом же этот период дал Святой Православной Церкви сотни и даже тысячи святых подвижников. При этом, нельзя забывать, что явленные и почитаемые нами ныне святые представляют собой лишь, так сказать, верхушку айсберга, ведь это духовно-национальное движение носило поистине всенародный характер.

     В области государственного строительства за этот период мы видим такие фигуры, как великие князья Иоанн I Калита и Симеон Гордый (положившие начало объединению русских земель вокруг Москвы), Димитрий Донской (заложивший основу освобождения Руси от татаро-монгольской зависимости), Василий I и Василий II Темный (утвердившие принцип первородства в вопросе наследования престола) и, наконец, Иоанн III Великий, объединивший большую часть русских земель, окончательно покончивший с игом и принявший в 1497 г. титул Государя всея Руси. Фактически, это был первый титул, равнозначный императорскому, принятый русским монархом. А в 1503 г. Иоанн III в одном из посланий уже именует себя "Божией милостию, Царь и Государь всея Руси". А славянское слово "царь", как известно, восходит к императорскому титулу "цезарь" (как и немецкое слово "кайзер").

     Для нас же очень существенным аспектом является то, что и второй этап формирования российской имперской государственности (поскольку в основе движения лежали центро-стремительные, объединительные устремления русского народа мы вполне объективно можем именовать его имперским) проходил под сильнейшим влиянием Церкви Христовой. Таким образом этногенез непосредственно великорусской народности и этатогенез российского государства имели в основе православно-национальное движение и зиждились на Божественном учении. Это понимали и современники. Вот что писал Константинопольский Патриарх Филофей великому князю Димитрию Донскому: "Я, как общий, свыше от Бога поставленный отец для христиан, находящихся по всей земле, по долгу своему, обязан и всегда стараюсь и забочусь о их спасении и молю за них Бога. Преимущественно же сие исполняю в отношении к вам потому, что среди вас именно обретаю народ Христов, который имеет в себе страх Божий, любовь и веру".

     Формирование единого Русского государства по времени совпало с еще одним событием всемирно-исторического значения. В 1453 г. пал Второй Рим - Константинополь. Крушение Православного Царства, а также небезуспешные попытки папизма навязать Церкви Христовой унию (Флорентийский собор 1443 г.) привели к тому, что центром как Церкви Божией, так и христианской государственности стала Русская Земля.

     В 1523 г. старец псковского Елеазарова монастыря Филофей сформулировал главный принцип объединившегося Российского государства: "Вся християнския царства приидоша в конец и снидошася во едино царство нашего государя... то есть росейское царство: два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти". Так Москва стала фактическим центром вселенского Православия и приняла на себя миссию Рима - столицы христианской империи. Интересно, что все Русские монархи до конца XVII в. и сами воспринимали себя в качестве государей всех православных христиан мира.

     Официальное принятие в 1547 г. Иоанном IV Грозным царского титула и его церковное венчание на царство знаменовали собой окончательное восприятие Россией функций Православной империи во главе с Государем - Помазанником Божиим, чья главная цель - охранение Церкви Христовой и отстаивание правды Божией на земле. После этого знакомого события имперская политика становится основой деятельности Русских Государей. Одно за другим ликвидируются Казанское (1552 г.), Астраханское (1556 г.) и Сибирское (1583 г.) ханства - осколки Золотой Орды. Бывшие поработители становятся покоренными; у Русского Царя появляются подданные-мусульмане. И что интересно: Иоанн IV Грозный, отнюдь не страдавший избытком гуманизма, категорически запрещает насильно крестить татар, повелевая принимать в лоно Церкви только тех, кто добровольно пришел в нее.

     Весь ХVII в. происходит великое дело мирного присоединения и освоения русскими первопроходцами бескрайних просторов Урала, Сибири и Дальнего Востока. И вновь торжество имперских принципов: туземцы обложены необременительной данью (ясаком), сохранены в неприкосновенности местные обычаи, традиции, верования, а также власть племенных вождей. Православные миссии работают, но насильно язычников, мусульман и буддистов в христианство никто не обращает. Прекращены междоусобицы, обеспечена надежная защита от внешних набегов. Русские переселенцы спокойно живут вместе с туземцами, даже не подозревая о таком понятии, как "межнациональный конфликт". Россия мирным путем, без завоеваний и захватов становится одной из мировых империй.

     Таким образом, мы видим, что принятие Царем Петром Алексеевичем Императорского титула, поднесенного ему Правительствующим Сенатом и Священным Синодом Русской Православной Церкви, было лишь мерой, окончательно оформившей Россию в качестве империи, а Русского Православного Государя как императора. В сущности Российское государство изначально, промыслом Божиим, создавалось и развивалось как истинная империя, преемница Рима Ветхого и Рима Второго - Константинополя.

     Существенен и актуален и тот факт, что, несмотря на все пертурбации, произошедшие с Россией после 1917 г., наше государство продолжает оставаться империей, а русский народ сохраняет имперское мировоззрение. Все большевицкие эксперименты по выведению новой исторической общности людей - "советского народа" не смогли вытравить основ традиционного менталитета. Уже упоминавшийся эмигрантский публицист Иван Солоневич в одной из статей отмечал, что "даже в ... нынешнем, изуродованном и залитом русской кровью лике" Россия продолжает хранить имперскую сущность.

     Справедливо это утверждение и по сей день. Не случайно и в наше время ни одно русское узко-националистическое движение (в отличие, например, от псевдоимперской демагогии господина Жириновского) не имеет успеха в народе. Национализм нам свойственен совершенно специфический - имперский, а отнюдь не этнический. Фактически, в России ни один народ не был "чужеродной примесью", в империи было место всем, и никто не притеснялся и не угнетался.

     В ходе этого доклада неоднократно подчеркивался тот факт, что самые этатогенез государства и этногенез русской нации имели изначально имперскую сущность. Это легло в основу формирования национального мировоззрения. И именно это предопределило имперский менталитет нашего народа, который не смогли уничтожить ни большевицкие эксперименты, ни постсоветские демократические преобразования.

     Любая политика, не учитывающая этого факта обречена на провал. Причем это относится как к расчленительским тенденциям, свойственным демократически ориентированным организациям, так и к претензиям на создание этнически-русского государства, что характерно для некоторых националистических организаций. Более того, представляется, что именно учет импер-ского менталитета русского народа, в значительной степени предопределило успех политики нынешнего президента Российской Федерации Владимира Путина.

     Империя не некий временный фактор в исторической судьбе нашего государства, это предназначение России, определенное ей промыслом Господним. Божественному Провидению, по человеческой греховности, в силу мнимых сиюминутных политических и дипломатических выгод, можно противиться. Но ничего хорошего выйти из этого не может, что наглядно демонстрирует весь ход русской истории.

     Но не будем забывать и о втором важнейшем признаке истинной империи, который мы выделили в начале этого доклада, а именно - монархическое устройство государства. Действительно, ведь именно наследный Государь, как сила надсословная, надпартийная и, если так можно выразиться, надузконациональная, способен проводить политику, исходя из интересов всех народов и народностей, проживающих в стране, являясь арбитром при возникновении межнациональных противоречий. Не восстанавливая нашей традиционной, исторической государственности, мы оказываемся заложниками изменений политического курса, которые, неизбежно происходят при каждой демократической перемене власти. Сознавая необходимость подлинной стабилизации положения, мы должны понимать, что она возможна только в случае возрождения в России подлинной империи - Русского Православного Царства!

М. Н. Кулыбин

 


ИНТЕРЕСНЫЕ НОВОСТИ


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕТЕРБУРГА ПРЕДЛАГАЕТ
ВОССТАНОВИТЬ ПЕРВЫЙ ХРАМ ГОРОДА - СВЯТО-ТРОИЦКИЙ СОБОР


     Постоянная комиссия по образованию, культуре и науке при Законодательном собрании Санкт-Петербурга предлагает восстановить первый храм города - Свято-Троицкий собор. В пятницу, 1 февраля, в Мариинском дворце состоялось открытое собрание комиссии, на которой рассматривался этот вопрос.

     Как сообщил РИА "Новости" эксперт комиссии Сергей Васильев, впервые вопрос о восстановлении собора (взорванного в 1934 году) встал в конце 1990-х годов. Инициатором этого предложения выступила Русская Православная церковь. Тогда же архитектором Дмитрием Бутыриным на основе обмерных чертежей (выполненных по указу Петра I архитектором Бланком в 1725 году) был подготовлен проект восстановления храма, который благословил митрополит Петербургский и Ладожский. Однако Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) счел проект "недостаточно достоверным с исторической точки зрения". В результате коллегия КГИОПа приняла решение не восстанавливать собор, а построить на Троицкой площади часовню в его память.

     Однако, по мнению членов постоянной комиссии по образованию, культуре и науке при Законодательном собрании, возводить небольшую часовню, ничем не напоминающую первый храм, нецелесообразно. В ходе собрания представители Балтийской строительной компании (подрядчик на строительство часовни) выразили готовность принять участие в восстановлении собора, а не в строительстве часовни. В результате было принято решение направить в Градостроительный совет, Государственную комиссию по подготовке к празднованию 300-летия основания города и в администрацию губернатора Петербурга предложение пересмотреть проект храма, который собираются сооружать на Троицкой площади.

     Для петербуржцев собор был символом российской государственности, поскольку именно в этом храме Петр I в 1721 году принял титул российского императора. Здесь совершались благодарственные молебны по случаю победы под Полтавой и заключения Ништадтского мира.

     Архитектура Троицкого собора (первый собор был деревянным) явилась эталонной для всех первых храмовых построек города, в том числе для каменного Петропавловского собора. Храм дважды горел, его несколько раз перестраивали, а в 1930-х годах снесли.

Россия. Регионы. www.regions.ru


В 2002 ГОДУ В КИЕВЕ БУДЕТ СОЗДАН МУЗЕЙ ИСТОРИИ
ИМПЕРАТОРСКОЙ ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ


     В 2002 году в Киеве будет создан Музей истории Императорской династии Романовых. Инициатором создания музея выступил Христианско-монархический союз Украины (ХМСУ), передает "Газета.Ru".

     Как сообщил глава координационного совета ХМСУ Владислав Пилькевич, в распоряжении Фонда развития музея Романовых находится уже около 80 экземпляров для будущей экспозиции. По словам Пилькевича, часть экземпляров предоставили нынешние члены Российского Императорского Дома, а Глава Династии Великая Княгиня Мария Владимировна приняла Фонд под свое покровительство.

Газета.Ru



В СТОЛИЦЕ АФГАНИСТАНА БЫЛ ПОДНЯТ КОРОЛЕВСКИЙ ФЛАГ


     5 февраля 2002 года, с раннего утра, у ворот президентского дворца была выставлена охрана. Военные, одетые в парадную форму, выстроились в две шеренги во внутреннем дворике.

     Хамид Карзай приветствует всех собравшихся. Чeрно-красно-зелeный триколор как государственный символ был утвержден еще в середине 60-х годов, когда Афганистан был конституционной монархией. С тех пор страну раздирали вооруженные конфликты. У каждой воюющей группировки была своя символика. Позже талибы, захватившие власть, провозгласили символом государства белое полотнище. Нынешняя администрация решила вернуть прежний флаг. По словам Карзая, это знамя достойно того, чтобы под ним сплотился весь афганский народ.

ОРТ



ВЕНЧАНИЕ


     21-го января 2002 года на приходе Святой великомученицы Вел. Кн. Елизаветы (Санкт-Петербург) состоялось венчание главного редактора газеты "Монархист" Михаила Николаевича Кулыбина и Марии Анатольевны Сорокиной.

     Редакция “Имперца” сердечно поздравляет молодоженов и желает им любви и согласия на многая лета.



ОЧЕРЕДНОЕ ПОПОЛНЕНИЕ


     26-го января сего года у заместителя главного редактора газеты "Монархист" Игоря Петровича Воронина родилась четвертая дочь. Новорожденную назвали Еленой.

     Желаем Елене Игоревне расти большой и умной, “родителем на утешения, Церкве и Царю на пользу”.
 


СКУЛЬПТОР РУДОЛЬФ ВЕДЕНЕЕВ ПРЕДСТАВИЛ ПРОЕКТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ
ПАМЯТНИКА ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ ВТОРОМУ


     15 февраля 2002 года дума поселка Юго-Камск одобрила проект мемориальной композиции памяти жертв террора в России, выполненный известным пермским скульптором Рудольфом Веденеевым. Напомним, осенью прошлого года к скульптору обратились жители поселка, расположенного в Пермской области, с просьбой помочь восстановить памятник императору Александру II. Бюст Царя-Освободителя был установлен около церкви по инициативе и на средства рабочих Юго-Камского завода в начале XX века. Но в 1917 году бюст был сброшен с пьедестала местными большевиками и утоплен в заводском пруду. Мраморный пьедестал был перетащен в другое место, и на нем был установлен бюст Сталина. Впоследствии жители поселка предпринимали усилия по розыску памятника царю, но безуспешно.

     "Теперь на месте разрушенного памятника планируется создать мемориальный комплекс жертвам террора", - пояснил Рудольф Веденеев. Центральная часть мемориала - воссозданный памятник Царю-реформатору, погибшему также от рук террористов 1 марта 1881 года...

ИАА "Регион-Информ-Пермь"

 


ХРОНИКА ИМПЕРСКИХ ОТДЕЛОВ


УТОЧНЕНИЕ ОТ НАЧАЛЬНИКА РИС-О


      Всем Имперцам пославшим регистрацию о верноподданности в канцелярию Ее Императорского Высочества, также положено послать подписанный текст присяги (вторично присягу давать не надо).

      Вышеупомянутый присяжный лист можно получить у Начальника Центрального округа, Сор-Рук. Г.Н. Шимно-Юшкова и у Начальника Санкт-Петербургского отдела, Сор.-Рук. Б.С. Туровского.


83% ГРАЖДАН РОССИИ – ЗА РЕАБИЛИТАЦИЮ АДМИРАЛА КОЛЧАКА, А ТОВАРИЩ ПЕТУХОВ  – ПРОТИВ


      Заместитель председателя Верховного Суда РФ-Председатель Военной коллегии Петухов направил ответ лидеру Движения «За Веру и Отечество» иеромонаху Никону (Белавенцу) на очередное требование о реабилитации адмирала Александра Васильевича Колчака, в котором заявил, что на все дальнейшие требования о реабилитации Колчака будет отвечать только он и никто другой и в очередной раз отказал в реабилитации адмирала. Иеромонах Никон заявил по поводу данного ответа, что юристы Движения «За Веру и Отечество» подготовят новое заявление, которое будет передано лично Председателю Верховного Суда Вячеславу Лебедеву. Кроме того, юристы рассмотрят возможность параллельно подать жалобу в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге, заявил иеромонах Никон. Между тем, очередной отказ вызвал оживленную дискуссию в российских СМИ. Большая статья была опубликована в газете «Известия», полуторачасовое обсуждение проблемы состоялось в прямом эфире радио «Эхо Москвы» с участием известного депутата Госдумы Владимира Рыжкова, неожиданно поддержавшего позицию Движения. В ходе телефонного опроса 83% радиослушателей (из 1500 позвонивших) выступили за реабилитацию А.В.Колчака. Даже такая одиозная фигура, как ведущий передачи «На зло» (принадлежащего Б.А.Березовскому телеканала ТВ-6) Андрей Черкизов выступил резко против товарища Петухова. И наконец, долго отмалчивавшийся Председатель комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, один из бывших лидеров КПСС, А.Н.Яковлев также неожиданно поддержал идею реабилитации Верховного Правителя России А.В.Колчака.

Вадим Залесский, Москва


      Замечание редакции “Имперца” - конечно, в “реабилитации” Адмирал Колчак не нуждается. Его замучили большевики, и он погиб смертью русского патриота.  Кажется самая высокая награда для воина.

     “Сегодня в РФ много говорится о приоритете права, даже о "диктатуре закона"... Устанавливать приоритет права в России надо не сомнительными "реабилитациями" бессудно убитых жертв советской власти, а открытым и исчерпывающим осуждением уголовных преступлений, совершенных "вождями", во главе с государственным преступником Лениным.

       Александр Колчак погиб за Россию, убитый её беспощадными и свирепыми врагами. Он не нуждается в "реабилитации" от тех, кто словом и делом остается наследником его растрельщиков. Нам нечего унижаться перед ними и просить о чем либо. Мы знаем, кто враг России, а кто её слуга и друг.”

Белый Листок № 0142



«РУССКИЙ! ДЕЛАЙ ВСЕ КАК ВСТАРЬ...»


       «Русский! Делай все как встарь, краснопузых – на фонарь!» - скандировали несколько десятков участников традиционного марша  русских антикоммунистов, прошедших 7 ноября в Москве от Пушкинской площади по Бульварному кольцу к памятнику одному из основоположников сатанинского коммунистического учения Ф.Энгельсу, до сих пор оскверняющего своим присутствием возвышающийся рядом Храм Христа Спасителя.

       Как и в предыдущие годы организатором акции выступило Движение «За Веру и Отечество». В марше также приняли участие соратники РИС-О, движений «Национальный Фронт», «Русское Действие», казаки Московского казачьего округа. В этот раз организаторам пришлось столкнуться с серьезным давлением московских властей. Приглашенным на традиционное совещание в Префектуру Центрального округа ответственным за мероприятие иеромонаху Никону, К.Р.Касимовскому и И.В.Лазаренко пришлось испытать на себе часовой перекрестный допрос более десятка различных чиновников. Одна из участвовавших в совещании «дам» всерьез заявила, что любые проявления антикоммунизма оскорбляют государственный праздник «Согласия и примирения» (сегодняшнее официальное название 7 ноября). В итоге разрешение было получено всего за два часа до истечения положенного по закону срока. Вероятно, поэтому количество участников было несколько меньшим, чем в прежние разы. Сыграло свою роль и то, что представители военно-исторических объединений провели свой отдельный марш, сознательно объявив его не политическим шествием (на чем принципиально настаивало Движение «За Веру и Отечество»), а крестным ходом памяти убиенных в 1917 году юнкеров. И все же акция удалась, и даже получила отклик на ТВ.


125-ЛЕТИЕ ГОСУДАРЫНИ ВИКТОРИИ ФЕДОРОВНЫ


       25 ноября исполнилось 125 лет со дня рождения Императрицы в изгнании Виктории Федоровны. В этот день в штаб-квартире Движения «За Веру и Отечество» и Московского отдела РИС-О иеромонахом Никоном была совершена панихида по царскому чину, после которой состоялась поминальная трапеза.


ДОКЛАД А.Ю. СОРОКИНА


       7 декабря 2001 года в московском штабе РИС-О на совместном собрании московских Имперцев и участников Движения "За Веру и Отечество", а также представителей московских казачьих организаций, участником движения РИС-О А.Ю. Сорокиным (Санкт-Петербургский отдел РИС-О) был прочитан доклад на тему "Правовое положение инородцев в Российской Империи". Доклад вызвал живой интерес собравшихся и бурное его обсуждение.

ПЕРВЫЙ ПРАЗДНИК МОСКОВСКОГО ОТДЕЛА  РИС-О


       9 декабря Церковь отмечает память Святого великомученика и победоносца Георгия – небесного покровителя Московского отдела РИС-О. Так как в этом году праздник совпал с воскресным днем было решено перенести празднование на вечер 11 декабря. В этот день в штаб-квартире собрались все члены нашего пока немногочисленного отдела: начальник соратник С.О.Миловидов, духовник соратник-руководитель иеромонах Никон, соратник В.В.Акунов, участники Движения РИС-О Г.В.Павленко и А.А.Широпаев. Праздничную трапезу также разделили члены руководства  Движения «За Веру и Отечество» во главе с С.В.Скоробогатовым и казаки Московского казачьего округа во главе с атаманом В.К.Деминым. Собравшиеся тепло поздравили Сергея Олеговича Миловидова с прошедшим накануне днем рождения и пожелали новых успехов в борьбе за торжество в России Православной монархии во главе с легитимной Наследницей Императоров Всероссийских, Великой Княгиней Марией Владимировной. Особый тост был поднят в честь славного юбиляра – начальника РИС-О Г.А.Федорова, которому 6 декабря исполнилось 60 лет.


150 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
ЛЬВА АЛЕКСАНДРОВИЧА ТИХОМИРОВА


       1-го февраля (19 января по старому стилю) исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося русского общественного деятеля и государствоведа Льва Александровича Тихомирова (1852-1923).

       Биография Льва Тихомирова уникальна в первую очередь эволюцией его политических взглядов. Вступив в юности в ряды революционеров и занимая в печально известной "Народной воле" руководящие должности, Тихомиров нашел в себе силы отказаться от разрушительных идей. Его жизнь была настолько яркой и исключительной, настолько наполненной событиями, что Владимир Маевский, автор наиболее обстоятельной биографии Льва Тихомирова, начинает свою работу со следующих строк: "Почему о Льве Тихомирове до сих пор не написан роман? Если бы Достоевский прожил еще несколько лет, ему не удалось бы уйти от соблазна этой темы. Лев Тихомиров не только исключительно интересный образ смятенной души, не только яркая жизнь, но именно тема, замечательная фабула... В известном смысле это единственная фигура в истории русской революции".

       Внешние факты жизни Льва Александровича Тихомирова таковы: Родился 19 января по старому стилю 1852 года на кавказском побережье Черного моря в военном укреплении Геленджик, где его отец был военным врачом. В 1870 году Тихомиров окончил курс керченской Александровской гимназии и осенью того же года поступил в Московский университет. Во время своей учебы в университете он вступает в революционно-террористическую организацию "Народная воля", где, благодаря своей активной деятельности, занимает руководящие посты. 11-го ноября 1873 года его арестовывают по делу "193-х". Пробыв более 4-х лет в Петропавловской крепости, в январе 1878 года освобождается под административный надзор. Летом 1882 года он с женой эмигрировал за границу, сперва в Швейцарию, а затем во Францию. 12-го сентября 1888 года он подал на Высочайшее имя просьбу о помиловании и разрешения вернуться в Россию, что и было даровано ему Высочайшим повелением, состоявшимся 10 декабря 1888 года. 16-го января 1889 года Тихомиров выехал из Парижа и 20-го прибыл в Санкт-Петербург. До конца августа 1890 года он жил с матерью в Новороссийске, куда из-за границы приехала его семья. 12-го июля 1890 года состоялось Высочайшее повеление об освобождении Тихомирова из под административного надзора и с 3-го сентября того же года он поселился в Москве. Там он становится активным сотрудником правых газет "Московских Ведомостей" и "Русского Обозрения". В этих газетах печатались статьи Тихомирова, в которых он разоблачал лживость демократических идей.

       Бывший идеолог террора довольно скоро выдвинулся в первые ряды публицистов консервативного направления, а в 1905 году, после опубликования капитального труда "Монархическая государственность", стал по праву считаться ведущим теоретиком Самодержавия. В своей статье "О демократии и о критике ее Львом Тихомировым" Михаил Смолин пишет: "Будучи многие годы приверженцем идеи народовластия и осознанно порвав с ней, Лев Тихомиров стал одним из лучших критиков демократического принципа власти, построив цельную систему его опровержения. Перестав быть революционером, пережив грандиозную переоценку ценностей, он старался донести всем, кто хотел слушать, выстраданные им новые убеждения. Духовная и политическая лживость идеи народовластия, наиболее живо осознанная в результате его внутренней борьбы, стала первой темой, к которой Лев Тихомиров обратился по прибытии на Родину [из эмиграции]".

       Творческое наследие Л. А. Тихомирова только сейчас становится доступным для широкой читающей публики.


ПЕРВЫЕ ТИХОМИРОВСКИЕ ЧТЕНИЯ


       2 февраля 2002 года по инициативе Санкт-Петербургского Отдела РИС-О и редакции газеты "Монархист" состоялись первые "Тихомировские чтения", приуроченные к 150-летию со дня рождения Л.А.Тихомирова.

        В 13 часов пополудни в Казанском соборе была отслужена панихида "по рабу Божьему Льву", после чего все участники чтений собрались в помещении казачьего клуба "Ерофеич", расположенного в Малом Гостином дворе Санкт-Петербурга.

        Чтения открыл Начальник Санкт-Петербургского Отдела РИС-О Соратник-Руководитель Б.С.Туровский, после которого с первым докладом "Жизненный путь Льва Тихомирова" выступил Заместитель Главного редактора газеты "Монархист" И.П. Воронин. В своем докладе г-н Воронин подробно осветил наиболее значимые вехи жизни и деятельности Л.А.Тихомирова и проанализировал трансформацию его мировоззрения от революционера-террориста до убежденного монархиста и патриота.

       Далее Главным редактором газеты "Монархист" М.Н. Кулыбиным был зачитан доклад кандидата философских наук Е.С. Лукашевского "Религиозно-философские воззрения Льва Тихомирова", в котором Тихомиров предстает крупнейшим православным философом своего времени. С обширным докладом, посвященным "Учению Тихомирова о власти и государстве" выступил Участник движения РИС-О А.Ю. Сорокин. В нем он отразил основные взгляды Тихомирова как монархического идеолога.

       В завершении Чтений Секретарь Санкт-Петербургского Отдела РИС-О Старший Соратник Д.Е. Вюнш-Арский зачитал работу самого Л.А.Тихомирова "Что значит жить и думать по-русски". Данная работа, опубликованная в 1911 году в качестве ответа как "левой" так и "правой" оппозиции отображает взгляд Тихомирова на роль русского народа в историческом и мировом масштабах.

        Участники и гости данного мероприятия высказали единодушное мнение о необходимости постоянного проведения "Тихомировских чтений" поскольку творческое наследие Льва Тихомирова долгое время не изучалось, а многие его мысли и идеи актуальны сегодня как никогда.

Начало | Устав | Циркуляр | Контакты | Обращения | Родословная | Российский флаг | Пресса